Charley Patton & Henry "Son" Sims
1929
Shellac 10", Paramount 12924 / 13110 / 12972 / 13080
По договоренности с менеджерами Paramount, доверявшим опытному блюзмену, Пэттон привез с собой фиддлера Хенри Симса, с которым выступал дуэтом на вечеринках близ Кларксдейла. Идея совместной с фиддлером записи, возможно, навеяна воспоминаниями Чарли о детстве в коммуне близ Болтона и о семействе Четмонов, глава которого – старик Хендерсон – был известным в округе скрипачом. Во время сессий, продолжавшихся два дня, Пэттоном было записано несколько десятков мастеров (тейков), двадцать четыре из которых затем отобрали к изданию. Первое, что обращает на себя внимание, это диапазон песен, который простирается гораздо шире исполнения лишь блюзов. Так, Чарли записал старинные негритянские фолк-баллады – «Jim Lee» (в двух частях), «Elder Greene Blues» и «Frankie And Albert», – которые заимствовал у старых музыкантов, вероятно, у своего первого учителя, Хенри Слана. В этом уверена племянница Пэттона, которая слушала Слана в детстве. Убеждает в этом и исполнение песен – в духе сонгстеров доблюзовой поры. Добавим, что в «Elder Greene Blues», мелодия которой схожа с популярной «Alabama Bound», Пэттона активно и замысловато (в отличие от блюзов) поддерживает фиддлом Хенри Симс. Он же подыгрывает Чарли и в другой старой песне – «Going To Move To Alabama», – также обращенной мечтами к Алабаме. К этой же категории песен относятся «Some These Days I’ll Be Gone» и «Runnin’ Wild Blues». Последняя, несмотря на название, блюзом не является. Эта песня в стиле кэджун была популярной в двадцатые у белой публики. Исполняя её, Пэттон сопровождает пение примитивными аккордами, и ему вдохновенно подыгрывает Симс, из-за чего песня чем-то напоминает русскую плясовую – «Семёновна! Семёновна! А-ну, давай, пляши, пляши!..». Вообще, кэджун, обосновавшийся на юго-западе Луизианы, гармонически очень схож с русским песенным фольклором.
Исполнение вышеперечисленных песен, составлявших обычный репертуар Чарли Пэттона во время его странствий в течение полутора десятилетий, доказывает, что великий блюзмен был еще и выдающимся сонгстером, то есть обладал обширным репертуаром народных песен – как черных, так и белых – доблюзовой эпохи. Это также доказывает, что аудитория Пэттона, еще до появления его пластинок, простиралась гораздо шире черных коммун, хлопковых плантаций и джук-джойнтов штата Миссисипи. К сожалению, о количестве этих песен мы можем только догадываться. Если Ледбелли знал их более четырехсот (и не шутил, утверждая это!), то почему Чарли Пэттон не мог знать их столько же?.. В.Писигин "Пришествие блюза. Том 1"
- Rattlesnake Blues L-63-2
- Frankie And Albert L-42-1
- Going To Move To Alabama L-37-1
- Jim Lee — Part I L-57-2
- Running Wild Blues L-64-1
- Some These Days I'll Be Gone L-43-1
- Elder Greene Blues L-38-2
recorded ~ October 1929 in Grafton, WI; Charley Patton - vocal, guitar; Henry "Son" Sims - violin
#folk@shellac78rpm #delta_blues@shellac78rpm #country_blues #cajun@shellac78rpm